Рисунки планов площадей

В наших постоянных попытках разгадать секреты красоты в творениях древних зодчих мы не предполагаем одну простую разгадку: их непревзойденное мастерство было не только их мастерством, а волей обстоятельств, воспринятыми зодчими как реальность, не встречая с их стороны честолюбивого авторского сопротивления. Именно в этом их талант: в умении понять и определить те жизненные силы, которым нельзя препятствовать.

Рисунки планов площадей показывают сколь разнообразна и неповторима форма-пространственная структура каждой из них. И совершенно очевидно, что их решение не было придумано архитектором, хотя его участие в сложном, часто долговременном формировании этих площадей было велико.

Рисунки планов площадейЭ. Сааринен пишет об этом: «Изучая проектирование в средние века, мы должны отметить один очень существенный момент, а именно, что, проект разрабатывался не на бумаге, а в уме. Средневековый градостроитель обладал живым воображением, которое помогало ему представлять себе вещи в трех измерениях, а также иметь способность строить и сочетать свои здания в виде выразительного и связанного организма. ...Он (город) развивался на основе трехмерной картины, представлявшейся градостроителю в его воображении. Это не было планировкой города в современном понятии. Это было проектирование города в наилучшем значении этого слова».

Действительно, дальнейшее развитие пространственных концепций, встретившись с острейшими проблемами роста городов, а затем бурным притоком в города механического транспорта, шло по пути совершенствования планировочной структуры, т. е. дедуктивного рассмотрения огромных пространств с позиций требований к организации городской территории. Это обязывало избрать совершенно иные способы проектирования города, которые сообща создали целую область деятельности архитекторов, инженеров и многих других специалистов, называемую планировкой. И не случайно, что огромные планировочные работы, осуществляемые под напором стремительной урбанизации, разрешая множество постоянно возникающих градостроительных проблем, могли вытеснить из поля зрения проблемы пространства. Ключ градостроительного искусства не мог быть не потерян, когда потребность строить гигантские районы и новые города ослабила внимание к масштабам малым, к среде, непосредственно окружающей и воспринимаемой человеком. Но оказалось, что никакая интегральная, общая «сюжетная линия» города, как бы хорошо она ни была задумана, не прочтется, если локальные ее участки - «сцены» не будут доведены до полного и живого контакта со зрителем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *